Поиск по сайту
Реклама
Топ историй за месяц
Топ 10 историй
Самые читаемые истории
  • О блоге - 12 719 просмотров
  • Пиковая Дама - 2 509 303 просмотров
  • Кровавая Мэри - 161 648 просмотров
  • Реальный случай в метро - 158 751 просмотров
  • Ожившая невеста - 95 299 просмотров
  • Младенец в морге - 91 868 просмотров
  • Кукла с кладбища - 86 852 просмотров
  • Попутчики в электричке - 78 750 просмотров
  • Случайные связи - 66 826 просмотров
  • Дом возле кладбища. - 66 553 просмотров
  • За дверью - 65 434 просмотров
Рекламный блок
Голосовалка

Нужен чат?

Результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Свежие комментарии

PostHeaderIcon Тульпа: не друг, не враг, а так

Интернет-мемы, тролли — порой люди выражают себя именно так. Особенно когда речь идет о подростках, а дело касается интернета. Уже не столь актуальны исследования, доказывающие, что 25 процентов «гламурных и счастливых» пользователей Инстаграма проводят выходные, лежа на диване, а не в обстановке, выставленной напоказ. При этом они часто забывают о том, что информацию, которой делятся с другими завсегдатаями интернета, нужно защищать, и подчас не считают необходимым или другое средство виртуальной защиты.

Попытки перещеголять друг друга уступают место новой тенденции — созданию фальшивых личностей в интернете. В век технологий можно создать виртуального друга, который заговорит с Интернет-пользователем на одном языке.

Неожиданный поворот

Все началось с социальных сетей. Последние пару лет многие подростки следуют странному тренду. Дети и молодые люди создают искусственно-множественную личность под названием тульпа.

Ребенку, который поделился со мной этим открытием современных школьников, —14 лет. По словам Даши, нужно несколько дней убеждать себя в том, что у тебя появился выдуманный друг:

— Ты направляешь силу своего желания, и через некоторое время тульпа помогает тебе осуществлять твои планы.

Я уточняю:

— Это плод фантазии?

Даша уверена:

— Нет, это реальный персонаж. Но его никто не видит, за исключением тех, кто создал эту личность.

Я продолжаю выяснять:

—Расщепление личности? Шизофрения? Галлюцинации?

Даша испуганно продолжает:

— Лично я не создавала тульпу, но от одноклассников слышала, что эта личность помогала сдавать экзамены на отлично.

Я настроена скептически:

— Скорее всего, это психологический фактор. Даже если твои одноклассники не готовились и не учили билеты, им помогает уверенность в том, что у них есть невидимый помощник. А значит, все должно быть хорошо. Во время экзамена они, видимо, вспоминают то, что слышали на уроках…

Елена Валерьевна Строкова, врач-психотерапевт, к.м.н., психолог-консультант, объясняет, каким образом детская психика воссоздает тульпу:

— Существуют пошаговые руководства по созданию вымышленного друга или подруги. Причем на отдельных этапах этого процесса используются вполне конкретные техники и методики, знакомые любому практическому психологу. Это и медитация, и имагинация, и даже самогипноз. По понятным причинам я не буду давать обширные пояснения, как это делается и происходит. Более того, каждый «новичок» может всегда обратиться к «наставнику», который поможет в случае затруднений. Дети и подростки верят в тульпу, поскольку это некий продукт собственной психической деятельности, и на продвинутых стадиях мозг создателя воспринимает свой продукт как реально существующий. Несмотря на то, что сознается «рукотворность» тульпы, живы воспоминания о процессе создания, объект осязаем, видим, слышим, имеет запах и прочее.Интернет-мемы, тролли — порой люди выражают себя именно так. Особенно когда речь идет о подростках, а дело касается интернета. Уже не столь актуальны исследования, доказывающие, что 25 процентов «гламурных и счастливых» пользователей Инстаграма проводят выходные, лежа на диване, а не в обстановке, выставленной напоказ. Попытки перещеголять друг друга уступают место новой тенденции — созданию фальшивых личностей в интернете. В век технологий можно создать виртуального друга, который заговорит с Интернет-пользователем на одном языке.

Друг или не друг? Бегство от одиночества
По мнению Елены Строковой, есть несколько причин, которые заставляют подростков обращаться к подобным практикам:

— Во-первых, всех детей и подростков влечет нечто неизведанное, непознанное с элементом таинственности и магическим флером. Во-вторых, нельзя забывать и про особенности подросткового периода, когда особенно важны такие феномены, как подражание, стремление быть похожим на некий идеал, естественно выбранный самостоятельно, а не насаждаемый извне родителями или учителями, поэтому, если какой-то друг увлекся новой идеей и поделился ею, то к этому отнесутся с интересом. Кроме того, основная масса детей и подростков являются продвинутыми интернет-пользователями и проводят много времени в сети, изучая модные веяния и тенденции, да и просто на них наталкиваясь. Наконец, заинтересованность такими практиками перейдет в занятия этими практиками лишь у некоторой части детей и подростков. Это молодые люди обоих полов, переживающие чувство одиночества, покинутости, имеющие трудности в общении со сверстниками и родителями, возможно, какие-то негативные представления о себе и о своих способностях.

В социальных сетях есть несколько тематических групп, посвященных новому веянию. В одной из них читаю описание: «Тульпа — это нечто настолько близкое и родное, что нельзя и представить. Она никогда не предаст, она всегда поймет, выслушает, упокоит и приободрит».

Дальнейшее описание повергает в ужас:

«Ты сможешь видеть, слышать, обонять и осязать свою тульпу так же, как любого обыкновенного человека. Тульпа — это вызванная галлюцинация, откол твоего собственного сознания, совершенно разумное существо и помощник». Помню, в детстве у нас были электронные игрушки, которые позволяли создавать персонажа. За ним нужно было ухаживать, кормить, поить… Он играл, взрослел, старел и умирал. Словом, за короткий отрезок времени проходил весь жизненный цикл. Потом появилось новое увлечение — всевозможные «фермы» и тому подобные игры в социальных сетях. Игрушечных «коров» нужно было кормить, даже если они захотят есть в 4 утра, а если этого не сделать, в игре происходил сбой. Видимо, идея создавать искусственно-множественные личности —– из той же серии. Но не выйдет ли она из-под контроля?

Вредные советы
Приверженцы нового течения утверждают: те, кто выступают против создания тульпы, просто боятся неизвестности, но им нужно отбросить устаревшие представления о себе и получить доступ к новым ресурсам. Но так ли это безопасно для детской психики?

Организаторы тематических групп уверены: человек, практикующий создание тульпы, сможет справиться с приступами страха (или прочими психическими проблемами), проговаривая позитивные утверждения. Но согласитесь, вряд ли человек, заигравшийся с голосом в собственной голове, сможет вернуться в реальность благодаря фразе «Моя жизнь спокойна и безопасна». Кстати, если в каком-либо случае тульпа не сработает и не подскажет ответ на экзамене, не даст совет во время дружеской ссоры, даже это не намекает на ее недееспособность, уверяют те, кто продвигает подобные идеи в массы: «Не тульпа немая — вы глухой». Нежелание создавать альтернативную личность подростки называют «попугайничеством». Раз за разом идеологи этого течения повторяют: «Любой страх идет из незнания».

Некоторые представители течения, которые всерьез выстраивают отношения с тульпой, даже умудряются ссориться с выдуманными персонажами.

12-летняя Аня рассказывает:

— Несколько дней назад мы поругались. Я обозвала ее грубыми словами, но это произошло случайно. А тульпа сильно обиделась. Конечно, я много раз извинилась перед ней, но она не хочет меня прощать.

Другой девочке, Насте, 13 лет. По ее словам, с тульпой она не ругается, а любые непонимания решаются обсуждением проблемы.

Разумеется, становится любопытно: какие еще интересы есть у ребят, которые всерьез увлечены общением с искусственно-множественными личностями? Просмотрев профили девочек в соцсетях, вижу, что они постоянно читают паблики в стиле «с депрессией на ты».

Некоторые дети пускаются в пространные рассуждения о том, что все, что мы думаем, — реально. Кажется, так аукнулась популярная волна всегда мыслить позитивно, правда, в этом случае вышел перекос.

Еще один корень проблемы кроется в неустойчивом сознании подростков. Например, некоторые тинейджеры, страдающие от безответной любви, создают тульпу, «списывая» личность с объекта симпатии.

Маше — 15 лет. Она делится историей любви, которая привела ее к созданию альтернативной личности: «Я так сильно влюблена в одного парня, но совершенно ему не нравлюсь. Поэтому я нашла своего рода решение — создала тульпу, которая очень похожа на реального прототипа». Робко предполагаю: фантазия зацикливает девушку на одном человеке и лишает возможности увидеть других людей. Но Маша объясняет: «Я так сильно нуждаюсь в этом человеке, но он не хочет отношений со мной — и даже в дружбе отказал. Что мне теперь делать? Разве что тульпа спасает в моменты отчаяния».

Елена Строкова уверена: тульповоды играют в опасные игры:

— Создатель тульпы теряет критику, по сути это и есть цель — видеть, слышать, чувствовать результат своей работы. Если процесс зашел далеко, то создавший тульпу живет с ней в непрерывном общении, ходит за руку, если это входит в контекст отношений, разговаривает вслух, возможны споры, разногласия и даже бунт тульпы, что воспринимается создателем весьма болезненно, ведь итог процесса созревания – это отдельно живущая единица со своим мышлением, мнением, взглядами. Всегда ли создание тульпы — это путь в психоз? Нет, не всегда. Если подросток находится в нормативном развитии, ему не нужны вымышленные друзья. Поэтому и тульповодство затянет ненадолго, последствия будут незначительные. Конечно же, не каждый подросток решится на создание тульпы. Это априори личность с определенными чертами, патохарактерологическими или акцентуированными (заострение определенных личностных черт), а то и вообще с предрасположенностью к эндогенным процессам или расстройствам зрелой личности. Может ли создание тульпы послужить провокацией вялотекущих психических расстройств или состояний предболезней? Да, я считаю, может. У каждого человека, независимо от его возраста, пола, уровня образования и достатка есть базовые потребности. Как биологические (еда, телесный комфорт, безопасность), так и психологические (потребность быть принятым, понятым, услышанным). К сожалению, последние удовлетворяются не всегда; существуют периоды, когда человек переживает их неудовлетворение особенно остро. Люди, более чувствительные к подобному дефициту, ищут решения. Создание тульпы – одно из таких решений. В большом проценте случаев это показание как минимум для консультации врача-психотерапевта, а, возможно, и психиатра.

Воображаемый друг: откуда появился этот персонаж?
Говорят, изначально тульпу создавали тибетские маги. Правда, впоследствии искусство разговаривать с духами одобрили и представители других религий. Так, ученый-антрополог из Стенфордского университета Таня Лурманн исследовала жизнь и обычаи христиан, которые получили опыт «разговора с Богом». Современные «тульповоды» прочитали исследование Тани Лурманн и теперь утверждают, что все описанное относится к созданию тульпы. А именно, то что в процессе упорного самовнушения человек чувствует, будто он получает сильный духовный опыт. Ему кажется, якобы он погружается в потусторонний мир, и чем дольше длятся тренировки, тем ярче эффект.

К примеру, некоторые дети писали в дневниках, что сначала тульпа подчинялась воле хозяина, а затем вышла из-под контроля и начала собственную жизнь.

Таня Лурман описывает ситуацию, которая во многом похожа на то, что испытывают дети, создавшие тульпу:

— Я пришла в гости к одной женщине, и она сказала, что если я хочу что-то понять в этой жизни, я должна выпить кофе с Богом. Она призналась, что делает это каждый день — пьет кофе, обсуждает насущные проблемы, делится переживаниями. Впоследствии, после постоянной практики, она стала испытывать тактильные ощущения, видеть фигуры, которые больше никто не видел…

Удивительно, но тульповодство активно поддерживается западной наукой. Так, антрополог Сэмюэль Вейсьер утверждает: создание тульпы — это воплощение древнего принципа «сделай странное знакомым, а знакомое — странным». Многозначительная абстрактная фраза позволяет взять любую вещь и оправдать ее необычное использование, не так ли?

Вейсьер пытается доказать, что создание альтернативных личностей не имеет ничего общего с психическими болезнями. Для этого он приводит в пример детей-дикарей, которые страдали от психологических отклонений, пока не смирились с ними. Но этот пример нельзя считать правомерным. Во-первых, в нем речь идет о древнем племени (а все свидетельства впору отнести к мифологии). Во-вторых, многие дети, создающие тульпу, делают это не для того, чтобы избавиться от проблем с психикой, а просто подчиняются модному веянию. Несомненно, это может привести к возникновению серьезной психической болезни — увы, организаторы тематических групп в социальных сетях не предупреждают об этом.

Следующий пример, который приводит Вейсьер, чтобы доказать, что в создании тульпы нет ничего крамольного, повествует о датском психиатре. Мариус Ромм много лет работал с пациентами, больными шизофренией, и он применял методы, помогавшие трансформировать агрессивные «голоса», толкающие на суицид, в дружелюбные. Точно так же, утверждает Вейсьер, и тульпа помогает справиться с психологическими проблемами, непониманием в семье, неумением общаться со сверстниками…

Но вряд ли ребенок, создающий тульпу, задумывается о том, что он становится в один ряд с людьми, которых посещают галлюцинации. Да и проблемы психологического характера должны решаться не так, как это делают пациенты психиатрических клиник.

Похожие истории

Похожих историй пока нет...

Комментарии:

Оставить комментарий