Тигр
24 и 25 сентября — Международный День Тигра. Тигр — настоящий символ Владивостока. Каменные хищники встречают жителей и гостей Владивостока на выезде из аэропорта, дальше на поток автомобилей грозно взирает бронзовый тигр, его собрат поджидает посетителей кинотеатра в центре города, а на набережной мирно лежат котята. Им всего год, но носы и уши уже натерты до блеска. Еще одного зверя на собственные деньги установили жители окрестных домов, кстати, на улице Тигровой. Также существует много легенд о тигре. Их много лет собирали исследователи Дальнего Востока: Арсеньев, Старцев, Подмаскин. Есть, например, легенда о горе Тигриная (Лахутинза).
В горе Лахутинза есть громадная пещера. Такого большого дома нигде нет. Построить такой большой дом человеку невозможно.
Если зайти в эту пещеру, выйти уже нельзя. Она уходит далеко в горы, и выход из нее на той стороне, где садится вечером солнце. Жили в этой пещере четыре тигра. Жили много-много лет. Как верные стражи, они охраняли от злого духа то, без чего человек жить не может. Здесь были собраны лучшие одежды для человека, оружие, которым он может защищать самого себя, острая пила и острый топор, чтобы срубить и обделать дерево, снасти для рыбной ловли, силки для ловли птицы и зверя, тушь и кисточка для письма.
Тигры никого не трогали. Их можно было видеть около пещеры, когда они грелись на солнце или ходили пить к реке, можно было заходить в пещеру и осматривать хранящиеся в ней предметы, чтобы по их виду сделать такие же для себя. На все можно было смотреть в пещере, даже на то, как старая тигрица кормит грудью своих детей. Но ни к чему нельзя было дотронуться, а тем более что-либо взять или унести с собой. Тот, кто осмеливался на это, совершал жестокое преступление, и его ожидала кара – или болезнь, или смерть.
Но нашелся человек, который нарушил правило. Он вошел в пещеру и, пользуясь тем, что тигры ушли на охоту, взял себе лопату и пилу, которые там были, и незаметно ушел с ними. Но они не пригодились ему: по дороге он был раздавлен упавшим деревом.
Еще десять, а может быть, и пятнадцать лет назад тигры жили в пещере Лахутинза, но потом куда-то ушли. Теперь их нет в пещере, но и сейчас там находится тушь в баночке и кисточка для письма.
Удэгейская легенда рассказывает том, как тигр помог людям. Два охотника, добывая птенцов орла, взобрались на высокую скалу, а спуститься не смогли. Они стали просить Бога, чтобы он помог им. Вдруг явился тигр и осторожно снял людей со скалы. Нанайская легенда повествует о двух охотниках, которые остались без оружия и еды. Долго бродили по тайге, пока не упали обессиленные от голода. Собрались уже умирать, но вздумали помолиться тигру. Встали на колени и громко сказали: «Хозяин тайги! Неужели ты не видишь, что мы умираем от голода?» Тотчас затрещали сучья, и показался тигр с косулей в зубах. Он бросил ее к ногам страдальцев и убежал в лес. Не хотели они есть мясо косули, задавленной тигром, но он прокричал из леса человеческим голосом: «Ешьте скорее, не то умрете!».
Когда охотники возвращались домой и хотели принести искупительную жертву, старейшему из их рода во сне явился старик и сказал: «Греха никакого не было, он не сердится». Тут следует пояснить, что грехом считается брать мясо, добытое тигром. Ни один уважающий себя охотник не станет делать этого. Ещё говорят, что тигр никогда не нападёт на человека без крайней на то необходимости. Один мой знакомый, ярый таёжник, рассказывал, что встречался с тигром, что называется «лицом к лицу». Говорит, что так быстро он ещё никогда не бегал. Но если бы эта огромная кошка хотела напасть, то никакой бег бы, конечно, не спас. Тигр — очень благородное животное. И мяса себе на пропитание добывает ровно столько, сколько нужно. То есть не устраивает безсмысленной травли мелких зверушек. Но особенно трогательно то, как тигрицы относятся к своим детёнышам. Их рождается обычно по одному, реже по два котёнка. И мать не отпускает их от себя два года: облизывает, заботится, кормит и учит добывать пищу самим. Представляете, ходит такой сынок, уже крупнее мамы, а она всё на него надышаться не может. Вот одна из легенд, которая рассказывает о необычайной любви тигрицы к своим детям.
Возле речки одинокий дедушка Одо жил. Люди его жалели:
— Одо, немолодой ты уже. Глаза плохо видят. Охотиться не можешь, впроголодь живешь. Совсем слабый стал. Переезжай в стойбище, с соседями легче будет.
Дедушка не хотел переезжать. Он очень свою маленькую речку любил. Вокруг бархаты да клены росли. Лианы плелись. Кедры да ели зеленели.
— Везде такого богатства много, — говорили ему.
Не соглашался старик. Не за каждой рекой Сихотэ-Алинь видно. А за его речкой – вдаль погляди – великие горы увидишь. Рядом с его юртой лиственница росла. Старше реки была эта лиственница. Пятьсот раз за свою жизнь наряд в холода сбрасывала, а к теплу нежными иголками покрывалась. Она привыкла, чтобы Одо рядом сидел. Трубку курил, или на кункае играл. “Как ее одну оставишь? – думал старик про лиственницу. – Одиноко ей будет”.
Однажды пришла к нему во сне старая женщина. Полог юрты откинула, вошла и встала у входа. На посох тяжело опирается.
— Здравствуй, Одо, — говорит. Знаю я, какой ты человек. Зря никого не обидишь. Поэтому и пришла у тебя помощи просить. Видит старик: трудно гостье стоять. Пригласил ее к очагу пройти, на коврик сесть.
— Нет, Одо. Тороплюсь я. Большая рана у меня. Мне ее лечить надо, — отвечает старуха. – Пока я лечиться буду, присмотри за моими детьми. Корми и оберегай их.
— Где твои дети? – удивился Одо.
— Река покажет тебе, куда идти надо, — ответила гостья и вышла из юрты.
Проснулся Одо. Стал про сон думать. Думал-думал… Очень на старуху рассердился: не могла толком объяснить, где детей искать? Однако пошел к реке. Помолился ей, сон рассказал и попросил:
— Помоги мне старухиных детей найти.
Куда река течет, туда и направился. Река вилась и изгибалась – и его путь вился и изгибался. Много поворотов миновал Одо. Под коряги заглядывал, в дуплах деревьев смотрел. Где глупая старуха детей запрятала? Никак найти не мог…
Вдруг один луч в неширокую расщелину занырнул. Что такое? Кто-то маленький в глубине притаился. Тигриной шкурой прикрыт. Одо в расщелину залезть не может…
Пригляделся он повнимательней: это не тигриная шкура – это два тигренка лежат!
— Га! – воскликнул Одо.
Понял он: старуха – не человек вовсе. Тигрица в человеческом облике к нему во сне приходила. Видно, ранили ее тяжело. Идти не может. Лежит где-нибудь, раны лечит. А душа у нее сильнее ран болит: за детей переживает тигрица. Вот и пришла за помощью к человеку…
Пошел Одо на охоту. Быстро косулю подстрелил. Кусочки свежего мяса на копье протянул в расщелину тигрятам. Учуяли они запах мяса – тихо, слабо заурчали. Ожили маленькие хищники…Тигрята окрепли. Начали из укрытия выбираться. Сначала боязливо: мордочки усатые высунут, дедушку ждут. Придет он. Наедятся они мяса – шалят сразу. Старик имена им дал. Девочку Бумбу назвал – толстушка, значит. А мальчика Галини – победитель, чтобы не было ему равных в тайге, когда вырастет…
Долго тигрица не возвращалась…
Вдруг будто бы далекие-далекие раскаты грома долетели до него. “Тигрица рычит. Меня учуяла – издалека предупреждает”, — понял старик. Подощел поближе, за валуном спрятался, смотреть стал. А тигрица обняла детенышей, долго ласкала и нежила их. Соскучилась очень…
Ночью опять во сне старая женщина пришла. Полог откинула, встала у входа и говорит:
— Одо, увидишь добычу тигров на тропе – бери себе.
— Как ты мне можешь такой совет давать?! – во сне возмутился старик. – Человеку нельзя брать зверя, которого тигр убил. Закон такой.
— Ты любовью и заботой моих детей спас. Тебе теперь можно нашу добычу брать, — ответила женщина.
Тут Одо понял, что это опять тигрица в человеческом облике ему снится. А она и говорит: — Хороший закон не должен над добротой возвышаться.
С тех пор часто находил старик на тропе кусок мяса: это тигры делились с ним добычей. Много раза лиственница свой наряд меняла. А старый человек, прислонившись к ее стволу, трубку курил или на кункае играл. Хорошо им было вдвоем, не одиноко.
Тигры порой невдалеке сидели. Кункай слушали. У нас есть поговорка: «Бог создал Рай, а чёрт Приморский край.» А ещё существует мнение, что когда Бог создавал землю, то раскидывал горстями разные моря, пески, леса по разным сторонам. А когда осталось всего по чуть-чуть, он собрал всё это в кучку и закинул далеко-далеко. Так и возник Приморский край. А я вот что думаю: хорошо, что в этом «чуть-чуть» оказались наши изумительные, чудные, необыкновенные Уссурийские Тигры! С уважением — Мара.
Спасибо огромное за чудные истории, Мара!
Софья, это одна из легенд нашего края) рада, что нравится))