Комары.
Не всегда комары да мошка в тайге были. В давние времена люди не знали этой нечисти. Во всем амба, злой дух, виноват. Очень ему не нравилось, что люди в тайге спокойно, как в родном доме, живут. Никто их не кусает, не жалит, по ночам над ухом не звенит. Бродил-бродил злой дух по лесу и набрел на одинокую юрту. В ней семь девушек-сестер жили. Притаился амба за деревьями, стал за девушками наблюдать. Выследил, когда старшая сестра Эге в лес за ягодами пошла. За ней полетел. Только она рот открыла, чтобы ягодку съесть, — влетел ей в рот и поселился в теле девушки навеки.
Была Эге веселой, приветливой — молчаливой, мрачной, как луна, стала. Никто ее смеха не слышит… Заметили сестры, что Эге часто по ночам в лес уходит. ..- Куда ты уходишь, Эге? Зачем? Что делаешь ночью? Потом младшая, Азига, сказала: -Мне страшно без тебя, Эге. Молчит старшая сестра, исподлобья на всех поглядывает… Решили сестры ее рассмешить… Наделали много колючих фигурок зверей и людей из веточек пихты. Стали фигурки драться, кувыркаться, в огонь прыгать… расшалились… Расхохоталась Эге. Видят сестры: в зубах у нее человеческие волосы и кусочки человеческого мяса застряли. Людоедкой Эге стала. В злого духа амбу превратилась. Напугались сестры. Дождались, когда Эге уснула, встали на лыжи и побежали в тайгу. Проснулась Эге — нет никого! Вдогонку бросилась… Догнала их Эге и целиком проглотила. Только самая младшая далеко убежала. Шалаш поставила, спокойно живет. Зима закончилась, снега растаяли… Отыскала людоедка младшую сестру… Опять убежала Азига. Огромное дупло в большом старом дереве нашла, в нем и поселилась. Думает: «Амба не найдет меня здесь». Не тут-то было! Злой дух издалека учуял, где девушка прячется. Стала людоедка к дереву подкрадываться. Вовремя увидела ее Азига — горсть золы бросила. Поднялся густой туман, беспросветной пеленой злодейку окутал… А младшая сестра к реке кинулась. По мосту перебежала — добрую старушку на другом берегу встретила. — Я от сестры-людоедки прячусь, — говорит. — Помоги мне, добрая мамаса. -Беги быстрее, — говорит старушка. — Я помогу тебе.
Побежала девушка, а старушка мосту помолилась — он поднялся, сам на берег вышел и за толстым деревом спрятался… — Где мост? — спрашивает людоедка у старушки. — Выше по реке иди, там его и увидишь, — обманула старушка. Побежала Эге вверх по реке… Искала… Вернулась к старушке. — Вниз по реке иди, там найдешь то, что ищешь, — снова схитрила старушка. Снова ничего не нашла… Сердитая вернулась. Грозится: — Я — амба, — говорит. — Переберусь на другой берег — несдобровать тебе! Отвечай сейчас же, где мост? — Так ты мост ищешь? — притворилась глуповатой старушка. — Так бы и сказала сразу. Пошептала она молитву — мост вышел из-за дерева и перекинулся от берега к берегу. Пошла по нему людоедка, а старушка другую молитву нашептывает. Вот дошла злодейка до середины — мост разломился напополам и рухнул в бурную реку. Свалилась злая Эге в воду — да на самую стремнину попала. Понесло ее течением. Закричала она что есть силы: — Из моих волос водоросли вырастут, тиной чистая вода покроется, зубы крепкими каменными валунами станут. Кости по всей реке в заломы из деревьев с сучками превратятся. А из моей крови мошка и комары полетят. Никому от них покою ни днем, ни ночью не будет! Все равно человеческую кровь пить буду!!! Как сказала — так все и сбылось: и водоросли, и тина, и валуны, и заломы появились. Но противнее всего — мошкара да комары. Разлетелись они по всей тайге. Никому покою не дают. Да только таежного человека нелегко запугать. Нипочем ему мелкие проделки злого духа.
Это удэгейская легенда. Давнишняя. С уважением — Мара.
Раньше тоже авторы у сибирских народов были. Все эти легенды из в уста передавались скорей всего, и коменты к ним тоже предавались из уст в уста, но до нас не дошли.